DOI: 10.30792/2949-5768-2023-2-67-78
БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ
Хабдаева Аюна Константиновна – доктор философских наук, профессор кафедры восточных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург, Россия).
E-mail: ayupost@yandex.ru.
Буддийский монастырь – не только религиозный, но и социальный институт, обладающий значительным влиянием в китайском обществе. События в истории Китая на рубеже XIX–XX вв. негативно отразились на жизни буддийских монастырей, привели к отдалению буддийских общин от общества. Знакомство с европейской духовной культурой спровоцировало конфликт традиционных китайских и западных морально-этических ценностей. Огромный вклад в дело возрождения буддийских монастырей, возращения их в условия реальной жизни внесли реформаторы китайского буддизма Тай Сюй и Чжао Пучу. Принципы «гуманистического буддизма» стали ключевым элементом реформаторского направления в китайском буддизме новейшего времени. В условиях социокультурного пространства Китая буддийский монастырь прошёл путь от модели «цунлинь», где за основу бралась личная практика религиозного опыта, до «гуманистического буддизма» с его идеей интеграции социальных ресурсов. В настоящее время буддийский храм является активным участником экономических и финансовых отношений. Современный монастырский комплекс представляет собой не только культовое сооружение, но и важный культурный потребительский продукт. Деятельность монастырей адаптируется к современным социокультурным реалиям, создавая новые формы социального взаимодействия с использованием инновационных идей, стратегий, технологий.
BUDDHIST MONASTERIES IN THE SOCIOCULTURAL CONTEXT OF MODERN CHINA
Khabdaeva A. K.
A Buddhist monastery is not only a religious, but also a social institution that has significant influence in Chinese society. Events in the history of China at the turn of the 19th and 20th centuries. had a negative impact on the life of Buddhist monasteries and led to the alienation of Buddhist communities from society. Acquaintance with European spiritual culture provoked a conflict between traditional Chinese and Western moral and ethical values. A huge contribution to the revival of Buddhist monasteries and their return to real life conditions was made by the reformers of Chinese Buddhism Tai Xu and Zhao Puchu. The principles of «humanistic Buddhism» have become a key element of the reformist movement in Chinese Buddhism in modern times. In the sociocultural space of China, the Buddhist monastery has evolved from the «tsunlin» model, where the personal practice of religious experience was taken as the basis, to «humanistic Buddhism» with its idea of integrating social resources. Currently, the Buddhist temple is an active participant in economic and financial relations. The modern monastery complex is not only a religious building, but also an important cultural consumer product. The activities of monasteries adapt to modern sociocultural realities, creating new forms of social interaction using innovative ideas, strategies, and technologies.