БУДДИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИСТОРИИ БУРЯТ

DOI: 10.30792/2949-5768-2024-8-107-114

БУДДИЗМ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ИСТОРИИ БУРЯТ

Жамбаева Ульяна Баировна ‒ кандидат философских наук, доцент Управления высшего образования «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Улан-Баторский филиал, профессор научно-исследовательского института геополитики и стратегии, Советник Президента монгольской дипломатической организации мира и дружбы․

E-mail: uliya100186@yandex.ru․

В статье рассматривается авторское видение становления национального государства монголов (бурят) на руинах монгольской империи, сопряженного с необходимостью выработки государственной идеологии как фундирующего фактора в формировании централизованного общества. Однако традиционная схема консолидации близкородственных этносов на основе признания именно буддизма как государственной идеологии сыграла негативную роль в истории пост-монгольской империи. Более того, буддизм был использован внешними силами как инструмент нивелирования воинского духа прежде могущественных монголов (бурят) с целью ликвидации постоянного источника нестабильности в регионе ‒ «Внутренней Азии». Дело в том, что буддизм значительно отличается от других конфессий своей устремленностью за грань существующего мироздания. Отсюда, на наш взгляд, монгольские этносы стали жертвой враждебно настроенного окружения на долгие столетия, вплоть до революционных преобразований начала ХХ века.

BUDDHISM AND THE NATIONAL QUESTION IN THE HISTORY OF THE BURYATS

Zhambaeva U. B.

The article examines the author’s vision of the formation of the national state of the Mongols (Buryats) on the ruins of the Mongol Empire, associated with the need to develop a state ideology as a founding factor in the formation of a centralized society. However, the traditional scheme of consolidation of closely related ethnic groups based on the recognition of Buddhism as a state ideology played a negative role in the history of the post-Mongol Empire. Moreover, Buddhism was used by external forces as a tool for leveling the military spirit of the formerly powerful Mongols (Buryats) in order to eliminate a constant source of instability in the region ‒ «Inner Asia». The fact is that Buddhism differs significantly from other faiths in its aspiration for the edge of the existing universe. Hence, in our opinion, the Mongolian ethnic groups became victims of a hostile environment for many centuries, up to the revolutionary transformations of the early twentieth century.