ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СРАВНЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ С БУДДИЙСКОЙ ОНТОЛОГИЕЙ

DOI: 10.30792/2949-5768-2024-8-125-135

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СРАВНЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ С БУДДИЙСКОЙ ОНТОЛОГИЕЙ

Урбанаева Ирина Сафроновна – доктор философских наук, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).

E-mail: urbanaeva@imbt.ru

В статье выделены те открытия квантовой физики, философское осмысление которых приводит исследователей к сравнению ее онтологии с буддийской онтологией. Это такие феномены, которые обнаруживают субъективизм физики. Так, открытие принципиальной роли наблюдателя для квантово-механических процессов и коллапса волновой функции стало «мостом» для сближения квантовой механики и буддийской философии, утверждающей относительный характер реальности. Феномен квантовой не-локальности, или множественности параллельных миров, стал другим основанием для усмотрения сходства квантовой физики и буддизма. Представление о всеобщей взаимозависимости, характерное для реляционных интерпретаций квантовой физики, также способствует укреплению представления о ее сходстве с буддийской онтологией. Однако, как показывает анализ двух репрезентативных компаративистских подходов – одного, развиваемого В. Мэнсфилдом со стороны физики, и другого, развиваемого А. А. Терентьевым со стороны буддизма, общая тенденция сравнения онтологии квантовой физики и буддизма базируется на некорректной редукции буддийской онтологии к доктрине зависимого возникновения и неправомерном отождествлении пустоты с зависимым возникновением. Хотя восприятие буддийской онтологии как «сети Индры» служит для компаративистов со стороны физики, а также для широкого круга интеллектуалов первым шагом к пониманию близости буддийской философии к современной науке, тем не менее, подобные популярные интерпретации не являются вполне корректными.

PHILOSOPHICAL ASPECTS OF COMPARISONS OF QUANTUM PHYSICS WITH BUDDHIST ONTOLOGY

Urbanaeva I. S.

The article highlights those discoveries of quantum physics, the philosophical understanding of which leads researchers to compare its ontology with Buddhist ontology. These are phenomena that reveal the subjectivism of physics. Thus, the discovery of the fundamental role of the observer for quantum mechanical processes and the collapse of the wave function became a «bridge» for the rapprochement of quantum mechanics and Buddhist philosophy, which asserts the relative nature of reality. The phenomenon of quantum non-locality or the plurality of parallel worlds became another basis for seeing the similarity of quantum physics and Buddhism. The idea of universal interdependence, characteristic of relational interpretations of quantum physics, also contributes to strengthening the idea of its similarity with Buddhist ontology. However, as the analysis of two representative comparative approaches shows – one developed by W. Mansfield from the side of physics, and the other developed by A. A. Terentyev from the side of Buddhism – the general tendency to compare the ontology of quantum physics and Buddhism is based on the incorrect reduction of Buddhist ontology to the doctrine of dependent origination and the wrongful identification of emptiness with dependent origination. Although the perception of Buddhist ontology as «Indra’s net» serves for comparativists from the side of physics, as well as for a wide circle of intellectuals, as the first step towards understanding the closeness of Buddhist philosophy to modern science, nevertheless, such popular interpretations are not entirely correct.