DOI: 10.30792/2949-5768-2024-8-155-175
РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К БУДДИЙСКОЙ ДХАРМЕ В АБХИДХАРМАКОШЕ И АБХИСАМАЯЛАМКАРЕ
Гантуяа Магсаржав ‒ доктор (Sc.D.), профессор, научный сотрудник Института Философии АН Монголии (г․ Улан-Батор, Монголия)․
E-mail: gantuyam0924@gmail.com․
В «Абхидхарме» и «Абхисамаяламкаре» существуют разные подходы к пониманию буддийской истины, или Дхармы. В «Абхидхармакоше» постижение Истины начинается с анализа страданий, связанных с рождением, старением, болезнями и смертью человека. Далее обсуждаются более тонкие аспекты страдания, такие, как страдание от перемен, страдание от привязанности к существованию и т. д. А путь к освобождению включает восемь компонентов, известных как Благородный Восьмеричный Путь: правильное понимание, намерение, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание и концентрация. Каждый компонент изучается и практикуется с целью устранения причин страдания и достижения Нирваны. В «Абхидхарме» вопросы рассматриваются от более понятных и очевидных к более глубоким и сложным, переходя от физических и психических страданий к пониманию природы души и достижению Нирваны. «Абхисамаяламкара», которая является главной Праджня-Парамита-шастрой, предлагает другой подход к Дхарме. Она начинается с высшего знания, которое охватывает все аспекты бытия. Это знание считается всепроникающим и всеобъемлющим, включая понимание знания Будды. После объяснения высшего знания внимание переключается на знание Пути к освобождению и знание Основы Истины. Они включают моральные и этические аспекты, которые поддерживают структуру мировоззрения. Это знание дается сверху вниз, начиная с понимания высшей реальности и заканчивая ее проявлениями на Пути к Дхармакайе. Таким образом, философии «Абхидхармакоши» и «Абхисамаяламкары» представляют собой разные подходы к пониманию буддийской Истины и достижению духовного просветления. «Абхидхарма» начинается с анализа страдания и заканчивается достижением Нирваны, в то время как «Абхисамаяламкара» начинается с высшего знания Будды и спускается к более конкретным аспектам пути к этому высшему знанию.
DIFFERENT APPROACHES TO BUDDHIST DHARMA IN ABHIDHARMAKOSHA AND ABHISAMAYALAMKARA
Gantuyaa Magsarzhav
There are different approaches to understanding Buddhist truth or Dharma in «Abhidharma» and «Anhisamayalamkara». In «Abhidharmakosa», the comprehension of Truth begins with the analysis of suffering associated with birth, aging, illness and death of a person. Next, the more subtle aspects of suffering are discussed, such as suffering from change and suffering from attachment to existence, etc. And the path to liberation includes eight components, known as the Noble Eightfold Path: right understanding, intention, speech, action, lifestyle, effort, attention and concentration. Each component is studied and practiced with the goal of eliminating the causes of suffering and achieving Nirvana. In «Abhidharma», questions are considered from the more understandable and obvious to the deeper and more complex, moving from physical and mental suffering to understanding the nature of the soul and achieving Nirvana. The «Abhisamayalamkara», which is the main Prajna-Paramita shastra, offers a different approach to the Dharma. It begins with the highest knowledge, which covers all aspects of existence. This knowledge is considered to be all-pervasive and comprehensive, including the understanding of the knowledge of the Buddha. After explaining the highest knowledge, attention switches to the knowledge of the Path to the libaration and the knowledge of the Foundation of the Truth. They include moral and ethical aspects that support the structure of the worldview. This knowledge is given in order from top to bottom, starting with the understanding of the highest reality and ending with its manifestations on the Path to the Dharmakaya. Thus, the philosophies of «Abhidharmakosa» and «Abhisamayalamkara» represents different approaches to understanding Buddhist Truth and achieving spiritual enlightenment. «Abhidharma» begins with the analysis of suffering and ends with the attainment of Nirvana, while the «Abhisamayalamkara» begins with the highest knowledge of the Buddha and descends to more specific aspects of the path to this highest knowledge.