КРИТИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ЯПОНИИ

DOI: 10.30792/2949-5768-2024-9-40-46

 «КРИТИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ» И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ЯПОНИИ

Лугавцова Алена Петровна ‒ кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).

E-mail: alena.karnap@mail.ru.

В статье рассматривается социально-этический аспект «критического буддизма», представляющего собой одно из современных направлений японской буддийской философии. Показано, как его идеологами была осуществлена попытка поисков источника социальных проблем японского общества, в частности дискриминации буракуминов (потомков «нечистых» каст), и способов их решения через призму религиозного восприятия буддизма населением Японских островов, а именно многовекового насаждения буддийских доктрин об «исконной просветленности» и «природе Будды». Выявлено, что для идеологов «критического буддизма» сами основы японского, а также всего дальневосточного буддизма, заключенные в этих доктринах, сосредоточили в себе ложные идеалы, противоречащие «подлинному» учению Будды Шакьямуни, и корень продолжающего сохраняться в Японии социального неравенства.

«CRITICAL BUDDHISM» AND THE PROBLEMS OF SOCIAL DISCRIMINATION IN JAPAN

Lugavtsova A. P.

The article deals with the socio-ethical aspect of “Critical Buddhism”, which is one of the modern trends of Japanese Buddhist philosophy. It is shown how its ideologists attempted to find the source of social problems of Japanese society, in particular, discrimination against Burakumin (descendants of  so-called “impure” castes), and ways to solve them through the prism of religious perception of Buddhism by the population of the Japanese islands, namely, the centuries-old imposition of Buddhist doctrines of “primordial enlightenment” and “Buddha nature”. It is revealed that for the ideologists of “Critical Buddhism” the very foundations of Japanese and the whole Far Eastern Buddhism, contained in these doctrines, centered in themselves false ideals contrary to the “authentic” teachings of The Buddha, and the root of the social inequality that continues to persist in Japan.