DOI: 10.30792/2949-5768-2024-9-152-162
ДУХОВНЫЕ НАСТАВНИКИ ШИРЕТУЯ ЦУГОЛЬСКОГО ДАЦАНА ГАЛСАН-ЖИМБА ДЫЛГЫРОВА (1816‒1872)
Лощенков Алексей Вячеславович – кандидат исторических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: loshchenkov@mail.ru.
Статья посвящена исследованию биографии бурятского буддийского деятеля XIX в ‒ второго настоятеля Цугольского дацана Г․-Ж․ Дылгырова․ Впервые введен в научный оборот полнотекстовый перевод с тибетского языка его автобиографии: «Список имен учителей, с которыми есть дхармовая связь»․ Представлен список имен 52-х духовных учителей Г․-Ж․ Дылгырова, определены названия полученных от них учений и передач на осуществление практики. Частично идентифицированы личности этих учителей․ Проведено полнотекстовое сравнение с ксилографом из личного архива цугольского ламы Эрдэни Болотова, содержащим обширную автобиографию (55 л․) Г․-Ж․ Дылгырова, которое выявило ряд имен учителей, не упомянутых в автобиографии, установлены их исторические личности․
SPIRITUAL MENTORS OF THE SHIRETUI TSUGOLSKY DATSAN GALSAN-ZHIMBA DYLGYROVA (1816‒1872)
Loschenkov A․ V․
The article is devoted to the study of the biography of the Buryat Buddhist figure of the 19th century, the second abbot of the Tsugolsky datsan, G-Zh․ Dylgyrov. For the first time, a full-text translation of his autobiography from the Tibetan language has been introduced into scientific circulation: “List of names of teachers with whom there is a dharma connection”. A list of the names of 52 spiritual teachers of G.-Zh. Dylgyrov is presented, the names of the teachings and transmissions for the implementation of practice received from them are determined. The identities of these teachers are partially identified. A full-text comparison is made with a woodcut from the personal archive of the Tsugolsky lama Erdeni Bolotov, containing an extensive autobiography (55 p․) of G.-Zh․ Dylgyrov, which revealed a number of names of teachers not mentioned in the autobiography, their historical personalities are established.