РОЛЬ НАГАРДЖУНЫ В ФИЛОСОФСКОМ ОБОСНОВАНИИ ВСЕГО БУДДИЗМА МАХАЯНЫ

Лепехов СDOI: 10.30792/2949-5768-2023-1-41-52

РОЛЬ НАГАРДЖУНЫ В ФИЛОСОФСКОМ ОБОСНОВАНИИ ВСЕГО БУДДИЗМА МАХАЯНЫ

Лепехов Сергей Юрьевич – доктор философских наук, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).

E-mail: lepekhov@yandex.ru.

В статье рассматриваются различные интерпретации взаимоотношений между различными философскими школами буддизма Махаяны. Рассматриваются стереотипы восприятия роли различных буддийских философов в формировании базовых концепций ведущих буддийских школ. Обсуждаются концепции «Пустотности» (Шуньята), «Двух истин» (Парамартха-сатья и Самврити-сатья), «Зародышевой Потенции Так Приходящего» (Татхагата-гарбха), «Устремленности к Истинному и Полному Пробуждению» (Бодхичитта). Анализируется постановка и решения ряда философских проблем в основных философских трактатах Нагарджуны. Констатируется, что в таких текстах, как «Муламадхьямака-карики», «Бодхичиттавиварана», «Юктишаштика», «Шуньятасаптати» и др., проводится наиболее последовательное объединение концепций различных школ буддизма в единое непротиворечивое целое на основе методологии Мадхьямаки.

THE ROLE OF NAGARJUNA IN THE PHILOSOPHICAL JUSTIFICATION OF ALL MAHAYANA BUDDHISM

Lepekhov S. Yu.

The article examines various interpretations of the relationship between different philosophical schools of Mahayana Buddhism. The stereotypes of perception of the role of various Buddhist philosophers in the formation of the basic concepts of the leading Buddhist schools are considered. The following concepts are discussed: «Voidness» (Shunyata), «Two Truths» (Paramartha-satya and Samvriti-satya), «Germinal Potency of Thus Coming» (Tathāgata-garbha), «Aspiration to True and Complete Awakening» (Bodhichitta). The formulation and solutions of a number of philosophical problems in the main philosophical treatises of Nagarjuna are analyzed. It is stated that in such texts as «Mulamadhyamaka-karika», «Bodhichittavivarana», «Yuktishashtika», «Shunyatasaptati», etc. the most consistent unification of the concepts of various schools of Buddhism into a single consistent whole based on the methodology of Madhyamaka is carried out.