НАГАСАКИ И УЧЕНИЕ О:БАКУ-ДЗЭН: СВЯЗЬ СКВОЗЬ ВЕКА

DOI: 10.30792/2949-5768-2023-1-98-109

НАГАСАКИ И УЧЕНИЕ О:БАКУ-ДЗЭН: СВЯЗЬ СКВОЗЬ ВЕКА

Лугавцова Алёна Петровна ‒ кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).

E-mail: alena.karnap@mail.ru.

В статье рассматривается взаимосвязь исторического развития учения О:баку, третьего направления японского дзэн-буддизма, появившегося в Японии благодаря китайским монахам-эмигрантам в эпоху Эдо (1603–1868), с портом Нагасаки, единственным открытым в тот период для иностранцев городом. Показано, что обстановка в Нагасаки, где проживала крупнейшая китайская диаспора, оказала ключевое влияние на формирование школы О:баку на раннем этапе её истории, поскольку в уникальном облике этого города пересекались китайские, европейские и японские традиции. Помимо этого, Нагасаки продолжает оставаться видным оплотом учения и в наши дни, играя существенную роль в поддержании самобытного китаизированного образа О:баку.

NAGASAKI AND ŌBAKU ZEN SECT: CONNECTION THROUGH THE AGES

Lugavtsova A. P.

The article discusses the relationship between the historical development of the Ōbaku sect with the port of Nagasaki, the only city open to foreigners at that time. Ōbaku was the third direction of Japanese Zen Buddhism, which appeared in Japan with the arrival of Chinese emigrant monks during the Edo period (1603–1868). It is shown that the situation in Nagasaki, where the largest Chinese diaspora lived, had a key influence on the formation of the Ōbaku sect at an early stage of its history, since Chinese, European and Japanese traditions intersected in the unique appearance of this city. In addition, Nagasaki continues to be a prominent stronghold of the sect today, playing a significant role in maintaining the distinctive sinicized image of Ōbaku.